Чтобы улучшать онлайн-обучение, разработчики используют нейроинтерфейсы. Валерия Лущикова рассказывает о технологиях, которые уже сегодня проникают в мозг и узнают, какие форматы обучения работают эффективнее.
В первой части статьи мы рассказали, как на самом деле работает мотивация, что при этом происходит в мозге, и как игровые технологии обманывают лимбическую систему.
Вкратце: мозг хочет быстро, легко и с вознаграждением прямо сейчас. Чтобы заставить его делать долгое и сложное, мы обманываем его: обещаем регулярные небольшие поощрения. Так он расслабляется, разрешает проходить онлайн-курсы и профессионально развиваться.

Чтобы разработать курс, который будет вовлекать и удерживать внимание, нужно понять, как мозг реагирует на информацию, которую мы планируем ему дать. Для этого мы используем нейроинтерфейсы. В частности это аппараты ЭЭГ, только современные и без липкого геля на голове. Они считывают активность разных зон мозга в ответ на то, что человек видит, слышит и чувствует. Так мы понимаем, что вовлекает, а что — наводит тоску.
Вот как это работает на практике.
Оценка фрустрации и концентрации слушателя
В проекте Neüro мы оценивали эффективность видеокурсов на примере видеоролика правительства Москвы. Испытуемые надевали на голову аппарат и смотрели ролик. Мы в это время смотрели на расположение активных зон и частоту волн мозговой активности — ритмы мозга. В результате — свели данные и показали их как две дорожки.

Сопоставив результаты, мы понимаем, что, например, во время длинной прямой речи люди чаще теряют концентрацию и отвлекаются. Из этого делаем выводы и корректируем контент.
Исследование онлайн-обучения в VR
Похожее исследование мы провели с курсом-тренингом скриптов продаж в виртуальной реальности и таким же онлайн-курсом на обычном ноутбуке. 28 человек работали с нейроинтерфейсами на голове.
Вывод: люди, проходившие курс в виртуальной реальности, сначала утомлялись сильнее, но в процессе этот показатель падал. С обычным курсом все наоборот. Мы предположили, что виртуальная среда пока нам непривычна и сначала сильно нагружает мозг. Но по мере привыкания — создает более комфортную атмосферу для обучения.
Конечно, у виртуальной реальности есть нюансы: иногда люди могут испытывать головные боли и тошноту, но с этим можно бороться, в первую очередь работая над качеством контента.
Еще о виртуальной реальности:
Зачем работать с виртуальной реальностью
Пережить боль в виртуальности
Визуализация эмоций
На нейрохакатоне в «Сколково» команда Neüro представила тренажер для отработки коммуникативных навыков. Мы предложили программу, которая определяет, насколько речь эмоционально влияет на собеседника.
На бизнес-курсах мы можем только поверить на слово, что чье-то НЛП работает, и вслепую применять лайфхаки коммуникации. Тренируясь с ЭЭГ, мы надеваем его на голову собеседника: нейроинтерфейс считывает эмоции и сразу выводит их на экран в виде эмоджи. Например, вы применяете технику для жестких переговоров и сразу получаете обратную связь: сработало или нет.

Нейроинтерфейс не может интерпретировать эмоции вплоть до оттенков: ревность, тревога, ненависть… Но мы можем понять, хорошо человеку или плохо, сильную эмоцию он испытывает или слабую. После — использовать это, проектируя онлайн-курс.
Как еще улучшить онлайн-обучение
Тренировка эмоционального интеллекта
Еще один кейс проекта Neüro — нейромафия. Знакомая игра, только с интерфейсами на голове. Люди играют как обычно, город засыпает и просыпается, а эмоции его жителей транслируются на экраны рядом с ними.
Это тренирует эмоциональный интеллект — способность осознавать свои эмоции и управлять ими. Еще — распознавать чужие эмоции, реагировать и взаимодействовать с ними.

Чтобы взломать секрет эффективности онлайн-обучения, важно понять, как пользователи воспринимают информацию на базовом уровне — на уровне мозга. Что вовлекает, из-за чего они скучают и бросают курс на полпути.
Нейротехнологии пока не читают мысли, но помогают приблизиться к этим ответам. После — подстроить контент, формат и логику курса, чтобы сделать его действительно интересным. Это возможно уже сегодня.