Олег Панин посмотрел видео «Постнауки» о влиянии игр на мозг и прокомментировал главные проблемы серьезных игр: недоказанная эффективность, отсутствие баланса игровых и обучающих механик.
Я посмотрел видео психолога Наталии Богачевой о том, как компьютерные игры влияют на мозг. Она упомянула серьезные игры (serious games) — они обучают людей в увлекательной форме. Center-Game разрабатывает такие игры в онлайне и реальной жизни.
Разобрал и прокомментировал самые важные тезисы.
Про серьезные игры — с 12 минуты:
Игры должны оставаться играми, при этом не терять учебную составляющую
У серьезных игр две типичные проблемы.
Если их делают методисты, получается мощный обучающий продукт с грамотными дидактическими приемами. Игровая часть в этом случае делается без понимания, как работают технологии вовлечения и удержания пользователей. Короче, игры не получается, не затягивает.
Геймдизайнеры наоборот: делают классно с точки зрения игры. Получается интересно, все вовлекаются, но обучающая часть слабая — люди играют, но знания и опыт не усваивают. В худшем случае вообще непонятно, чему такая игра должна была научить.
Как стать геймдизайнером, если ты гуманитарий
Пока индустрии геймдизайна и образования не пересеклись. У нас есть education, есть entertainment, а edutainment пока получается так себе. Мы только присматриваемся друг к другу и готовимся полноценно обмениваться информацией.
Педагогика и дидактика просто не успевают за игровыми технологиями: например, как просчитывается путь пользователя в игре с помощью поведенческих инструментов.
Чтобы сократить разрыв, важно больше обмениваться опытом и взаимно поддерживать друг друга. Для этого мы организуем конференцию Edutainment.
В серьезных играх нельзя использовать те же механизмы вовлечения, что в развлекательных
Лично для меня самые вовлекающие компьютерные игры — те, в которых можно безнаказанно кромсать людей.
Возможность перенести реальную агрессию в безопасный виртуальный мир — это сильная механика, которая отлично вовлекает фанатов зомби-шутеров. Но подходит ли это для серьезных игр?
Мы пока не знаем игр, которые сочетают дидактические приемы с разбросанными по комнатам человеческими внутренностями. Если неизвестно наверняка, поймет ли аудитория дерзкую стратегию вовлечения, советуем использовать более мягкие инструменты и универсальные этические принципы.
UPD. Наш главред подсказывает, что как минимум одна такая игра есть. Посмотрите, какая красота:
Если для привлечения внимания вы готовы идти до конца:
Чревоугодие и тщеславие для мощного маркетинга
Серьезные игры должны развивать то, что они развивают
Это кажется очевидным, но на деле не каждый разработчик или заказчик понимает, как его игра обучает заявленным навыкам: какие инструменты использует, какие метрики оценивает. Из-за этого игры становятся неэффективными.
Решить эту проблему просто. Мы в Center-Game используем такую схему разработки серьезных игр:
1. Определяем образовательные цели и задачи.
2. Выбираем инструменты, которыми достигнем целей и решим задачи.
3. Обозначаем метрики — показатели, по которым будем замерять эффективность инструментов и всей игры. Если понимаем, что метрики не показательные, возвращаемся и выбираем другие инструменты.
4. Разрабатываем игровые механики.
По опыту, проблема неэффективности решается, если один раз пройтись по этому списку.
Еще об этом:
Как измерить результат игры в обучении
Исследования не говорят в пользу эффективности игр для развития когнитивных способностей
Таких исследований действительно мало, и они не показывают прямой пользы серьезных игр для когнитивных способностей.
Поясним. Мы в Center-Game используем игры, чтобы помогать осваивать новые знания и умения: управлять проектами, вести переговоры, руководить командой, создавать продукты. Это развитие конкретных навыков, а не способностей мозга.
Как это работает:
Наладить коммуникации в большой компании
Развить проектное управление кадрового резерва
Научить самостоятельности и предпринимательству
Но есть один момент: игра провоцирует человека искать информацию и решения, нестандартно мыслить, проявлять предприимчивость и оригинальность. Такой деятельностный формат улучшает когнитивные способности — умение находить и обрабатывать информацию.