Пять способов прокачать онлайн-обучение

На основе опыта работы с системами онлайн-обучения мы выбрали пять базовых способов их улучшить. Чтобы это сделать, не нужно нанимать разработчиков и корпоративных тренеров, всё делается своими руками.

Мы в Center-Game работаем с LMS (learning management systems) — системами управления обучением на базе Teachbase. По-русски их еще сокращают СДО.

По опыту, их основная проблема в том, что пользователей сложно вовлечь и удержать их внимание на курсах. Поэтому мы переводим корпоративные программы в интернет и разрабатываем геймификацию: карты курса, виртуальные деньги, системы мотивации. Это вариант для продвинутых пользователей.

Как это работает:
Онлайн-курс для трейдеров в стиле Нью-Йоркской фондовой биржи
Виртуальный магазин для мотивации сотрудников «Техавтоцентра»
Быстрая и дешевая геймификация для «Золотого яблока»

В апреле 2015 года портал Capterra провел исследование LMS-платформ. Главный критерий, по которому выбирают систему управления обучением — функциональность, которую описывают тремя критерями:

  1. Разные форматы: тесты, вебинары, презентации.
  2. Облачный сервис и доступ с рабочего или домашнего компьютера, смартфона, планшета.
  3. Возможность сохранить вовлеченность через игровые форматы и систему поощрения.

Исследование Capterra

Разбираемся, как увеличить функциональность онлайн-обучения на базовом уровне: без геймификации и сложных разработок.

Сфокусироваться на важном

На моей прошлой работе новому сотруднику выдавали 20-страничную папку с правилами компании. Их надо было изучить и запомнить, через месяц сдать экзамен. За это время в правилах появлялся хотя бы один новый пункт, а стажера об этом предупредить не успевали.

Потом компания перешла на облачный сервис, и теперь все получали уведомления об изменениях. Но формат оставался неудобным: информация не запоминалась, и в неясной ситуации мы искали нужный пункт в правилах.

Чем больше информации, тем более неповоротливой становится такая система — она может расти бесконечно, и ориентироваться в ней будет все сложнее.

Совет: фокусируйтесь на том, что действительно важно знать сотруднику и расскажите об этом просто и коротко. Нюансы лучше передавать через практические форматы: тесты, симуляции, видео-инструкции.

Интегрировать с жизнью

Сотрудники возьмут обучение в свои руки, если будут легко находить нужные знания. Если в дистанционном обучении сотрудники тратят время на поиск информации — что-то идет не так. LMS-платформы придумали, чтобы собрать все обучающие материалы в одном месте, следующий шаг — помочь пользователю найти эти материалы.

Допустим, помимо LMS у вас есть онлайн-система управления проектами. Там сотрудники обсуждают работу, а неформальные вопросы решают в Фейсбуке и месенджерах. Используйте это: посоветуйте обучающий курс для работы над проектом, напишите пост в Фейсбуке или заведите чат-бота, который каждый день присылает полезные статьи.

Чат-бот «Флибусты» присылает электронные книги по запросу. То же можно сделать с учебными материалами: статьями, видео, презентациями

Совет: используйте привычные сотрудникам средства общения, чтобы рассказывать об учебных материалах. Так обучение станет частью повседневной жизни людей. Постепенно они начнут обращаться напрямую к обучающей платформе.

Ориентироваться на смартфоны

Портал Elucidat выяснил, что 67% людей используют смартфон для обучения: по дороге на работу, в выходные, прямо в офисе. Он всегда под рукой.

Исследование Elucidad

Есть вредные мифы, что длинные тексты и видео — это ужасно, а игры плохо воспринимаются с телефона. Это упрощение, которое не всегда работает.

Если текст полезный и интересный, его прочитают, а вот в цельном материале, который намеренно разбили на несколько коротких статей, будет сложно ориентироваться. Просто порезать большой кусок информации на части — это еще не микрообучение.

Микрообучение: как съесть слона

Игры отлично подходят, чтобы скоротать время в дороге или очереди.
Понаблюдайте за соседями, когда поедете на метро в утренний час пик — они играют. Посмотрите на другую часть людей в том же вагоне — они смотрят фильмы и сериалы, влоги и конференции TED.

Сергей Кушнаренко из маркетингового агентства Borscht — о тенеденциях мобильных приложений сегмента edutainment

Совет: упаковывайте полезный контент в короткие квизы, простые симуляции и видео для смартфонов. Мы уже привыкли к маленькому экрану и легко воспринимаем с него информацию.

Отдать контент в руки пользователей

Здорово, если руководитель прислушивается к сотрудникам: когда и как им удобно учиться, какие платформы и форматы использовать. Следующий уровень — узнать, что они хотят изучать, и предложить самим поделиться мастерством.

Каждый четверг мы в Center-Game проводим корпоративную академию: сотрудники делятся друг с другом опытом на однодневных лекциях и курсах. Это работает и в онлайн-обучении. Если ваш сотрудник в чем-то хорош — пусть научит остальных: напишет статью, снимет видео-урок или создаст курс.

Павел Ерыженский, концепт-дизайнер из Сан-Франциско, рассказывает о принципах американского концепт-арта. До того как переехать в Штаты, Павел сделал дизайн настольной игры «Золотой костыль» для SAP

Совет: адаптируйте программу под желания пользователей и дайте им инициативу — это два шага к большей вовлеченности.

Помочь анализировать данные

Чтобы улучшить обучение, руководители смотрят на статистику и отталкиваются от нее, когда хотят что-то изменить. Исследование портала Towards Maturity показывает, что 70% руководителей корпоративных программ учатся анализировать данные. Они помогают разработать дизайн системы, оценить эффективность и использовать работающие форматы.

Как измерить эффективность игрового обучения

Так выглядит одна из страниц статистики курса с сайта Teachbase.ru

Помимо стандартных метрик мы выделаем три, о которых обычно никто не задумывается.

Сложные вопросы. Какие важные вопросы или темы ставят пользователей в тупик? Возможно, именно они создают сложности в работе. Подумайте, как вы поможете справиться с ними.

Слишком легкие вопросы. Обратите внимание на задание, которые с первого раза выполняют 90—100% людей. Они действительно должны быть такими простыми или можно их усложнить?

Выход из системы. Посмотрите, с каких страниц пользователи покидают систему. В чем проблема? Это могут быть программные ошибки, слишком сложная навигация, бесполезная информация. А может, на этой странице есть все что нужно — избавьтесь от остального.

Совет: введите в статистику LMS эти метрики. Их нельзя выразить в цифрах и оценить в процентах, но они помогают руководителю раскрыть слабые места программы и отсеять лишнее.

Использовать эти советы

Исследователи предсказывают рост рынка корпоративных LMS с 2,5 миллиардов $ до 17 — к 2021 году. Компании предпочитают использовать онлайн-обучение и не тратить ресурсы на очные форматы или курсы повышения квалификации. Чем лучше руководители и разработчики понимают боли и желания учащихся, тем быстрее это будет происходить.

Если ваша компания готова к продвинутому уровню онлайн-обучения, займитесь геймификацией курсов — как в проектах Center-Game.

Оставить комментарий